В работе рассматривается подход к разработке различных видов графика движения поездов и управления ресурсами железнодорожного транспорта с применением мультиагентных технологий. Дается обзор полученных результатов, в том числе, наработанных в 2016-2017 годах. Приводится описание актуальных направлений развития комплекса задач.
В статье предлагается сетецентрический подход к созданию интеллектуальной системы адаптивного планирования движения поездов на основе мультиагентных технологий. Рассмотрена архитектура сетецентрической мультиагентной системы, состоящей из трех базовых подсистем планирования. Описаны протоколы взаимодействия подсистем и протоколы взаимодействия агентов внутри каждой подсистемы. Подробно рассмотрен пример построения плана разработанной системой. Представлены реализационные характеристики разработанной системы.
Предлагается мультиагентный подход для адаптивного управления ресурсами ОАО «РЖД» в реальном времени, при котором план движения выстраивается как динамическая сеть потребностей и возможностей поездов, станций, участков путей и друних элементов. Дается краткое описание подхода и рассматривается архитектура мультиагентной системы адаптивного управления ресурсами ОАО «РЖД», логика мультиагентного планирования и протоколы взаимодействия агентов. Приводится пример построения и перепланирования расписания движения высокоскоростных поездов «Сапсан» на участке Москва – Санкт-петербург. Показывается, что предлагаемый подход позволяет при поступлении новых событий выявлять конфликты и адаптивно корректировать планы в режиме реального времени с учетом особенностей складывающейся ситуации.
Описываются принципы реализации онтологии для мультиагентной системы управления ресурсами ОАО «РЖД», Рассматривается структура онтологии базовых ресурсов, функции конструктора онтологий и редактора правил агентов, а также дается пример реализации сцены с разрешением конфликта для планирования расписания движения поездов.