10 сентября 2016 года состоялся первый этап запуска Московского центрального кольца (МЦК), которое призвано стать неотъемлемой частью современной транспортной системы города Москвы, распределяющей пассажиропотоки столицы. Организация пассажирских перевозок по МЦК возложена на ГУП «Московский метрополитен», перевозчиком является ОАО «Российские железные дороги».

МЦКВсего на Московском центральном кольце 31 транспортно-пересадочный узел, в сутки курсируют 134 пары поездов «Ласточка». Максимальная скорость такого подвижного состава составляет порядка 120 км/ч, а вместимость — 1200 пассажиров. В часы пик электрички по кольцу ходят каждые шесть минут, а во внепиковое время — в среднем каждые 12. Все это говорит о высокой частоте и сложности диспетчеризации движения.

Актуальной является задача ввода электропоездов в расписание при возникновении различных сбоев и задержек в движении. Для помощи диспетчерам принято решение о разработке автоматизированной системы разрешения конфликтных ситуаций на базе мультиагентных технологий.

Генеральным подрядчиком проекта является ОАО «НИИАС» – головной отраслевой институт в создании комплексов и систем обеспечения безопасности движения, управления движением, геоинформационного обеспечения.

Для работы по данному направлению подписан договор с НИИАС на создание мультиагентного планировщика, который обеспечивает оперативный пересчет расписания движения электричек на всем кольце и подбирает оптимальное решение по ликвидации отставания от графика.

Результаты расчета доводятся до диспетчера, передаются в качестве плана пропуска на борт поезда машинисту и даже используются для автоматической установки маршрутов (перевода «стрелок») на станциях.1

Разработанные нами подобные системы уже действуют для управления движением «Сапсанов» и еще более 700 поездов на участке Москва – Санкт-Петербург на интервале 36 часов и для интерактивного построения ниток графиков движения поездов на Байкало-Амурской магистрали (БАМ).