В ОАО «РЖД» с 2012 года внедряется единая интеллектуальная система управления железнодорожным транспортом (ИСУЖТ).

ИСУЖТ принципиально отличается от существующих управляющих систем тем, что в ее основе заложены принципы создания сетецентрических систем, баз знаний, а также моделей, методов и алгоритмов адаптивного распределения, планирования и контроля ресурсов на основе мультиагентных технологий. При этом главный принцип предусматривает, что планирование ресурсов должно  максимально обеспечивать баланс интересов агентов всех участников системы при соблюдении всех существующих предпочтений и ограничений, технологических норм, правил и регламентов.

На сегодняшний момент ИСУЖТ включает в себя первый набор мультиагентных и классических планировщиков: по возврату опаздывающих пассажирских и пригородных поездов в график, поездной работе для грузового движения, регулированию тяговых ресурсов на многосуточный период, по прикреплению тяговых ресурсов на текущий период и др.

Актуальной становится задача координации деятельности планировщиков разного типа, когда в силу каких-либо причин они не могут «договориться» друг с другом. В реальном мире эта ответственная задача лежит на старшем диспетчере по управлению перевозками (ДГПс), который отслеживает работу большого железнодорожного полигона и при необходимости отдает управляющие указания подчинённым диспетчерам: дежурному по району управления, поездному, локомотивному диспетчеру и др.IMG_20150621_122530

НПК «Мультиагентные технологии» (Группа компаний «Генезис знаний») приступает по договоренности с ОАО «НИИАС» к созданию «электронного ДГПс», который будет выступать в роли планировщика верхнего уровня в ИСУЖТ — на языке мультиагентных технологий, это так называемый «штабной агент», наблюдающий за работой подведомственных планировщиков и по ситуации меняющих им предпочтения и ограничения. В зоне его внимания будут вопросы управления технологическими рисками в работе полигона, а цель работы – либо предотвратить возникновение нежелательного события, либо максимально смягчить его последствия на перевозочный процесс.

Для этого «электронный ДГПс» будет оценивать фактический ход работы полигона и искать нестыковки и противоречия между планами работ отдельных планировщиков нижнего уровня ИСУЖТ. При выявлении – подбирать оптимальное управляющее решение, отвечающее интересам перевозочного процесса в целом и отдавать планировщикам указания на перестроение планов.

Таким образом, «электронный ДГПс» становится активным элементом управления перевозочным процессом, который добивается автоматизированного решения большинства оперативных проблем, снижая нагрузку на диспетчерский персонал ОАО «РЖД».

В первую очередь, «электронный ДГПс» внедряется на Восточном полигоне РЖД, включающем в себя Транссибирскую магистраль и Байкало-Амурскую магистраль (БАМ).

Транссибирская магистраль