Наша компания выиграла конкурс в ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» (ОАК) по созданию мультиагентной системы управления агрегатной и окончательной сборкой новейшего самолета МС-21 в ПАО «Корпорация «Иркут».

ПАО «Корпорация «Иркут» — лидер ОАК и ведущая авиастроительная компания России, обеспечивающая полный цикл работ по проектированию, испытаниям, производству, маркетингу, реализации и послепродажному обслуживанию авиационной техники военного и гражданского назначения. В настоящее время корпорация занимается созданием нового российского пассажирского самолета МС-21 («Магистральный самолет XXI века»). Это первый лайнер, сделанный полностью по западным стандартам с учетом мировых тенденций и реального спроса на рынке.

Иркутский Авиационный Завод

Административное здание Иркутского Авиационного Завода (ИАЗ)

МС-21 — проект семейства ближне- и среднемагистральных реактивных пассажирских узкофюзеляжных самолетов. Он рассчитан на осуществление полетов на расстояния порядка 6 тысяч километров и создается в качестве замены лайнерам Ту-154 и Ту-204/214, а также самолетам зарубежного производства Airbus А320, Boeing 737 и другим.

Самолет МС-21 обеспечит пассажирам качественно новый уровень комфорта благодаря самому большому в классе узкофюзеляжных самолетов диаметру фюзеляжа. Такое решение существенно расширит личное пространство каждого пассажира и обеспечит авиакомпаниям сокращение времени оборота в аэропортах. Благодаря установке больших иллюминаторов увеличена естественная освещенность пассажирского салона. Кроме того, для пилотов самолетов МС-21 разработана инновационная эргономичная кабина.

В настоящее время самолет МС-21 еще находится на стадии отработки, поэтому часто меняются технические процессы, отрабатываются все узлы, налаживается работа с поставщиками, а также уточняются технологии сборки, что приводит к частым изменениям в планах.

Наша система будет внедряться в 4 цеха агрегатной и окончательной сборки (около 600 рабочих).

В настоящее время основной цикл планирования для этих подразделений строится в системе BAAN и является помесячным. Однако в связи с тем, что изделие и технологические процессы сборки еще только отлаживаются и совершенствуются (стадия Ramp-Up – выхода на промышленную сборку), то план существенно может отличаться от реальности – в точности так же, как и при сборке новых моделей самолетов Airbus, Boeing и других корпораций. В этих условиях ежемесячный план сменно-суточных заданий из BAAN вручную дорабатывается экономистами и диспетчерами, вовлеченными в агрегатную и окончательную сборку с учетом готовности технологий, наличия комплектующих и материалов, загрузки рабочих и т.д.

Sukhoi

Самолет МС-21

Корпорация «Иркут» обратила внимание на разработки нашей компании после успешного завершения большого международного проекта ARUM (Adaptive Production Management), выполняемого в консорциуме с 14 научными, инженерными и консалтинговыми компаниями из Германии, Англии, Голландии, Чехии, Португалии и Греции под руководством корпорации EADS (Европейское Агентство по космосу), одного из учредителей компании Airbus, в рамках Седьмой рамочной программы Европейского союза по развитию научных исследований и технологий «Фабрики будущего» (FP7 Factories of the Future).

В рамках проекта ARUM была разработана мультиагентная система управления ресурсами, позволяющая планировать, оптимизировать и контролировать сложные и многосвязные процессы производства на стадии ramp-up — начальном этапе создания новых технических изделий, которые еще не вошли в серийное производство. Разработанная система успешно прошла первую апробацию на производстве Airbus и при построении производственных планов поставщиков корпорации, в частности, компании Iacobucci, известного производителя печей для разогрева продуктов питания и кофемашин для салона самолета.

Подробнее о проекте ARUM: http://smartsolutions-123.ru/news/439/.

Разработанные для Airbus инновационные технические НИОКР решения по созданию сетецентрической мультиагентной системы управления цехами машиностроительного предприятия будут использованы для корпорации «Иркут», доведены до промышленного уровня и внедрены в рамках цехов агрегатной и окончательной сборки.

Предлагаемая в настоящем проекте система будет изначально построена как распределенная – каждым из 4-х цехов будет «командовать» своя мультиагентная система, которые будут договариваться между собой по изменениям планов в случае появления любых непредвиденных событий в любом из цехов, если последствия события не удается компенсировать в своем подразделении путем оперативного перераспределения заказов и ресурсов.

МС ИАЗ

 Первые компоненты самолета МС-21 на станции новой сборочной линии «Иркута»

Кроме того, в расширение инновационной составляющей проекта будет создана База знаний предприятия по типу Википедии, которая будет содержать важные дополнительные описания изделий, технических операций, рабочих центров и компетенций рабочих, что позволит существенно повысить качество и эффективность моделей, методов и алгоритмов планирования производства в реальном времени.

Существующая заводская система будет продолжать планирование на годовом, квартальном и месячном горизонте, а предлагаемое решение возьмет на себя ответственность за исполнение намеченных планов внутри месяца, формируя сменно-суточные задания участкам и рабочим и перестраивая их по непредвиденным событиям (задержки, поломки и т.д.).

МС-21 в цехе окончательной сборки

Самолет МС-21-300-0001 в цехе окончательной сборки

В ходе указанных работ существующая версия системы 2.0 будет модернизирована в версию Smart Factory 3.0, которая будет наиболее полно использовать возможности сетецентрического подхода, базы знаний и мультиагентных технологий. Предлагаемая система также получит новый веб-интерфейс для пользователей, которые смогут работать на планшетах.

Разрабатываемая система призвана обеспечить более высокую эффективность использования ресурсов в цехах агрегатной и окончательной сборки и исполнение планов завода по выпуску новых самолетов для растущего числа заказчиков в требуемые сроки.