Таксофон, справочная служба и интернет-киоск — все эти функции объединяются теперь понятием киберденьги

Одна из самых актуальных тем последнего времени — производство и использование электронных киосков, которые вполне могут заменить людей в самых рутинных операциях. На «ИнфоКоме» сразу несколько компаний представили свои разработки. К примеру, предприятие «Почта России» представило на выставке электронные киоски «Киберденьги» — это круглосуточная система оказания услуг населению, разработанная на основе ИС WinPost. Система позволяет оплачивать услуги наличными деньгами или пластиковыми картами — можно как заплатить за мобильный телефон, так и осуществить электронный денежный перевод. Причем в случае с электронным переводом вбивать длинный ряд цифр не надо — если это, к примеру, платеж по кредиту, то с помощью лазера автомат может считать специальный код на квитанции (его наносят в банках) и автоматически вывести на экран все данные. Однако есть и проблемы — сдачу аппарат не выдает, а платежи по кредиту часто бывают с копейками, которые «железная тумба» не принимает. Как пояснили нам сотрудники «Почты России», разницу между внесенными средствами и той суммой, которую надо отправить, можно будет получить у оператора по квитанции. Но это не очень удобно, хотя разница вряд ли будет превышать несколько рублей. Также на выставке были показаны интересные терминалы от компании CNT, сочетающие в себе таксофон, справочную службу и интернет-киоск. Вполне приятный дизайн напомнил мне аналогичные киоски за рубежом. Поскольку работали они в самом настоящем коммерческом режиме, за «приобщение к прекрасному» пришлось платить — 10 руб. за 5 минут интернет-серфинга. Скорость была на уровне модема, вполне приятный интерфейс, а роль манипулятора типа «мышь» выполнял трекбол почему-то с одной кнопкой (вместо положенных двух или даже трех). Клавиатура, как и положено, была железной и вандалоустойчивой. Компания «Генезис знаний» представила свои системы управления регионом с применением мультиагентных технологий. Очень интересное устройство — похоже на банкомат, а оказалось справочным киоском с большим (21 дюйм) монитором и сенсорным дисплеем. И это не прототип, а реально работающий проект «Супрема», запущенный в Самарской области. С помощью такого терминала каждый пользователь может узнать, начислена ли ему пенсия (достаточно ввести персональный номер и фамилию, номер паспорта), получить справку о координатах органов социальной защиты, а также получить доступ к федеральному или местному законодательству. Жаль только, что стоимость подобных терминалов измеряется сотнями тысяч рублей и нет принтера, где можно было бы распечатать интересующую информацию — в бумажном виде выдаются только чеки с информацией о денежных начислениях. Однако подобные системы, даже при высокой стоимости, позволяют очень сильно экономить ресурсы органов государственной власти и, самое интересное, работают круглосуточно. В Самаре уже установлено 8 таких терминалов, внедрение идет и в 14 регионах области. Очень интересный интерактивный киоск привезли в Москву из Перми — называется он «Информационный сервисный терминал» и выполнен в традиционном для России вандалоустойчивом стиле. Необычно большой экран (21 дюйм) закрыт ударопрочным стеклом, которое выдерживает 35 млн. прикосновений к одной точке, или несколько десятков ударов чем-нибудь тяжелым. Камера тоже скрыта за специальным стеклом. С помощью такого терминала можно спокойно выходить в интернет и отправлять sms через веб-сайты операторов. Как вариант можно подключить специальный принтер для печати документов или фотографий, а также телефонную трубку, и тогда это уже телефонная связь через VoIP. Стоит все удовольствие около 90 тыс. рублей и почти все собирается из отечественных компонентов. Для инсталляции такого устройства достаточно питание 220 В и кабель Ethernet для выхода в интернет. Подобный проект эксплуатируется оператором «Уралсвязьинформа» в Перми и по области уже полтора года. Не остались в стороне и другие компании. К примеру, киоски от «Элекснет», позволяющие осуществлять оплату за сотовую связь, интернет-платежи и т.д., работали с помощью беспроводных модемов CDMA 2000 1x, а не GSM, как обычно. Видимо, в качестве демонстрации уверенного развития компании «Скайлинк», на стенде которого и был организован этот мини-пункт приема денежных средств от населения.

Максим Букин
Независимая газета