По сводному интегральному индикатору качества жизни населения Научно-исследовательская работа «Разработка интегрального показателя, отражающего основные тенденции динамики качества жизни населения Самарской области», проведённая Центральным экономико-математическим институтом РАН за 2004 год Самарская область находится на 4 месте среди 89 субъектов РФ, уступая Татарстану, Москве, Башкортостану. Традиционно область лидирует в Приволжском федеральном округе (ПФО) по уровню среднедушевых денежных доходов и расходов населения, среднемесячной заработной платы. В 2005 году среднемесячные денежные доходы на душу населения области составили 9090 рублей (126,7% к предыдущему году), их реальное содержание — 112,5%.
Данные социологических исследований Динамика социально-экономической адаптации населения Самарской области к современным условиям. Отчёты Самарского отделения Академии социальных наук за 2003, 2005 гг. свидетельствуют об улучшении социального самочувствия населения Самарской области: по сравнению с 2003 годом в 2005 году возросла на 10 проц. пунктов доля граждан, удовлетворенных своей жизнью. Вместе с тем, для Самарской области, как и в целом для Российской Федерации, остается актуальной проблема значительной дифференциации населения по уровню доходов и бедности части граждан. К основным агрегированным группам населения, в наибольшей мере рискующим попасть в категорию бедных, относятся: работающие граждане, получающие заработную плату ниже величины прожиточного минимума, пенсионеры, многодетные семьи.

Определенные улучшения происходят (так с 2000 по 2005 гг. доля бедного населения снизилась с 31 до 17,9% от общей численности жителей области), тем не менее около 570 тысяч человек продолжают получать доходы ниже величины прожиточного минимума (3152 рубля). Разница между уровнями доходов богатых и бедных жителей области выросла до 18,8 раза (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения). При превышении среднего размера назначенной пенсии в целом по Самарской области (2481 рубль по состоянию на 01.01.2006) величины прожиточного минимума пенсионера (2342 рубля за IV квартал 2005 года), 38,7% пенсионеров продолжают получать пенсию ниже данной величины.

На решение данной проблемы направлены принимаемые Правительством Самарской области меры по совершенствованию системы социальной поддержки и социального обслуживания населения Самарской области. Основной задачей в сфере социальной поддержки и социального обслуживания является повышение эффективности социальной помощи путем усиления адресности ее предоставления и улучшение социального обслуживания незащищенных слоев населения. В областном бюджете ежегодно возрастает доля средств, направляемых на развитие учреждений социального обслуживания и осуществление мероприятий по социальной поддержке малоимущих граждан и отдельных категорий населения. В 2005 году на эти цели направлено 13.4% от общей величины расходов консолидированного бюджета.

Характеристика основных показателей

В Самарской области сложилась разветвленная, вертикально интегрированная структура организаций социального обслуживания, адаптированная к условиям развития рыночных отношений. В муниципальных образованиях Самарской области действует 47 центров социального обслуживания, 409 отделений обслуживания на дому, 67 отделений дневного пребывания, 47 отделений срочной помощи, 23 специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому. Количество домов-интернатов для престарелых и инвалидов на начало 2005 года составило 37, в них проживали около 4,8 тысяч пожилых людей и инвалидов.

К наиболее важным достижениям в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения Самарской области в 1990-2005 гг. относятся следующие:

  • реализация с 1992 года в дополнение к государственным гарантиям за счет средств областного бюджета Мероприятий по социальной поддержке малоимущих граждан и отдельных категорий населения. В 2005 году социальную поддержку в том или ином виде получили около 200 тыс. человек, из областного бюджета на эти цели направлено 285,2 млн. рублей. Правительством области утверждены Мероприятия по социальной поддержке малоимущих граждан и отдельных категорий населения Самарской области на 2006 год (201,6 млн. рублей).
  • В соответствии с региональным законодательством осуществляются доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров, инвалидам боевых действий и членам семей погибших (умерших) участников боевых действий;
  • меры социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. С 1997 года выплаты государственных ежемесячных детских пособий в Самарской области были организованы через систему органов социальной поддержки населения. Данная практика Минтрудом России была распространена на все регионы Российской Федерации. С 1 июля 2004 года осуществляются доплаты к государственному ежемесячному пособию на детей в семьях, получающих социальную помощь из областного бюджета и имеющих среднедушевой доход ниже 50% величины прожиточного минимума. С 1 января 2005 года действует закон Самарской области «О государственной поддержке граждан, имеющих детей», согласно которому предусмотрены следующие виды государственной поддержки граждан, имеющих детей: ежемесячное пособие на ребенка, доплаты к ежемесячному пособию на ребенка, ежемесячное пособие на питание беременным женщинам, единовременное пособие при усыновлении (удочерении) ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет неработающим матерям, ежегодное единовременное пособие на ребенка к началу учебного года. Доплаты к государственному ежемесячному пособию на детей в семьях, получающих социальную помощь из областного бюджета и имеющих среднедушевой доход ниже 50% величины прожиточного минимума, установлены в размере 80 рублей на одного ребенка и на детей одиноких матерей (при тех же условиях) — 160 рублей. Реализуется Закон «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в 2005 году размер выплат на содержание одного ребенка, находящегося под опекой (попечительством) гражданина, составлял 1900 рублей, с 01.01.2006 года — на уровне не ниже величины прожиточного минимума, установленного в Самарской области. Осуществляются выплаты на заработную плату родителям, воспитывающим приемного ребенка, из расчета 1575 рублей в месяц. В Самарской области свыше 84% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывается в семьях граждан. Самарская область единственная территория в Российской Федерации, где институт приемной семьи как профессиональной замещающей семьи получил свое развитие: среди детей, воспитывающихся в приемных семьях в РФ, половина воспитывается в приемных семьях Самарской области;
  • переход от категориального предоставления льгот, установленных региональным законодательством, к выдаче адресных пособий. В соответствии с постановлениями Губернатора области: «О Концепции перехода на выплату пособий вместо предоставления льгот» и «О Концепции перехода на выплату единого социального пособия» осуществляется работа по поэтапной замене натуральной формы социальной помощи населению денежными пособиями и переход на выплату единого пособия вместо предоставления льгот. Начиная с 2003 года, выплачиваются денежные пособия взамен ранее предоставляемых льгот на оплату твердого топлива, сжиженного газа, услуг телефонной связи определенным категориям граждан со среднедушевым доходом ниже установленной в Самарской области величины прожиточного минимума;
  • обеспечение транспортными средствами и санаторно-курортными путевками инвалидов за счет средств федерального и областного бюджетов.

Сведения о выделении автомобилей мнвалидам всех категорий по медицинским показаниям за 1991-2005 годы, (единиц)

В 2005 году 552 инвалида всех категорий получили транспортные средства по медицинским показаниям, из них 144 автомобиля получили дети-инвалиды и инвалиды с детства за счет средств областного бюджета.

В соответствии с Планом основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне на 2005 год за счет средств областного бюджета обеспечено санаторно-курортными путевками 936 инвалидов и участников Великой Отечественной войны;

реформирование сферы социальной поддержки и социального обслуживания населения в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ. В целях институционального обеспечения реализации переданных на региональный уровень государственных полномочий в сфере социальной поддержки и социального обеспечения принято свыше 50 региональных законодательных и иных нормативных правовых актов, в основу которых положен принцип неухудшения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан при замене натуральных льгот денежными выплатами. Размеры ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) льготным категориям населения, отнесенным к региональному уровню ответственности, взамен ранее предоставляемых натуральных льгот, проиндексированы с 1 января 2006 года и составляют от 460 до 610 рублей. Пенсионерам, не отнесённым федеральным законодательством к льготным категориям граждан, с 1 февраля 2005 года предоставляется ЕДВ за счёт средств консолидированного бюджета области в размере 210 рублей на оплату проезда на городском и внутрирайонном общественном транспорте. За счёт средств областного бюджета за 2005 год населению взамен ранее предоставляемых в натуральном виде льгот выплачено 1951 млн. рублей. Кроме того, 681,8 млн. рублей выплачено из консолидированного бюджета области пенсионерам, не отнесённым к категориям льготников федерального и регионального уровня ответственности, на обеспечение проезда городским и внутрирайонным транспортом.

В 2005 году в натуральном виде были сохранены льготы отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, зубопротезированию, обеспечению лекарствами, протезно-ортопедическими изделиями, установке квартирного телефона;

обеспечение бесплатным социальным жильем тех, кто не в состоянии сделать это без помощи государства: участники и инвалиды Великой Отечественной войны; труженики тыла; репрессированные и реабилитированные граждане; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и не имеющие жилой площади.

С 1999 года строятся специализированные жилые дома для ветеранов Великой Отечественной войны. В 2005 году введены в эксплуатацию специализированный 131-квартирный жилой дом для ветеранов Великой Отечественной войны в городе Самаре, II очередь специализированного многоквартирного жилого дома для ветеранов войны в городе Тольятти (обеспечено жильем 36 семей инвалидов, участников ВОВ), 48-квартный жилой дом для льготных категорий граждан в Сызранском районе. Продолжается строительство спецдомов для ветеранов войны в городах Новокуйбышевске, Жигулевске, Отрадном, а также домов для льготных категорий граждан в Нефтегорском районе;

развитие системы нестационарной социальной помощи и расширение сети стационарных учреждений социального обслуживания. В рамках развития системы нестационарной социальной помощи в 2005 году введены в эксплуатацию: вторая очередь специализированного жилого дома в пос. Жигулевское море Комсомольского района г.Тольятти, 4 социальные квартиры на 8 жильцов в Клявлинском районе, отделение дневного пребывания в с.Марьевка Пестравского района, социально-реабилитационное отделение в с.Заиткино Челно-Вершинского района, социально-реабилитационное отделение с комнатой социально-бытовой адаптации в Шигонском районе, социальная прачечная в г.Кинеле. Завершена реконструкция здания социально-оздоровительного центра граждан пожилого возраста в пос. Балашейка Сызранского района.

В 2005 году создан Самарский пансионат ветеранов труда и инвалидов на 30 мест, предназначенный для оказания медико-социальной помощи инвалидам, пользующимся кресло-колясками, сохранившим способность к самообслуживанию, и ветеранам труда; завершена реконструкция отдельно стоящего отделения милосердия в Больше-Глушицком пансионате для ветеранов труда. За последние 5 лет (2001-2005 гг.) на территории области завершены реконструкция и строительство 5 объектов стационарного социального обслуживания, при этом предпочтение отдаётся строительству пансионатов малой вместимостью с целью приближения места проживания пожилых людей к прежнему месту жительства;

проведение комплекса мер по интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество. С 1999 года действует крупнейшее в ПФО Самарское протезно-ортопедическое предприятие, оснащенное современным оборудованием, позволяющим осуществлять технологически сложные виды протезирования. Его ввод позволил улучшить протезно-ортопедическую помощь более 150 тысячам инвалидов области.
В целях медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов введен в строй ряд реабилитационных учреждений различного профиля. Создан первый в России «Полифункциональный нейроцентр комплексной реабилитации инвалидов с неврологической патологией и демиелинизирующими заболеваниями».Здесь осуществляется комплексная реабилитация инвалидов — больных рассеянным склерозом и другими неврологическими заболеваниями с использованием высокоэффективных реабилитационных технологий: новых мониторинговых и диагностических систем.

2002 года функционирует Центр комплексной медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов, страдающих психическими заболеваниями, работающий на базе унитарного лечебно-производственного предприятия «Здоровье».

Ведется работа по реализации значительного числа проектов технической помощи в рамках международных программ. В 2001 году при поддержке Британского Корпуса Экспертов (BESO) в селе Кинель-Черкассы открылся первый в Самарской области межрайонный хоспис, который включает в себя стационар на 20 мест и выездную службу. Здесь оказывается помощь жителям Кинель-Черкасского района и г. Отрадного.

применение в развитии системы социальной поддержки программно-целевого метода. В 2005 году завершила свое действие «Комплексная целевая программа медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов Самарской области и обеспечения им доступной среды жизнедеятельности на 2001-2005 годы», на мероприятия которой в 2005 году из областного бюджета направлено 48,3 млн. рублей. В развитие данной программы Правительством области утверждены Мероприятия по социальной интеграции инвалидов в Самарской области на 2006-2008 годы (174,2 млн. рублей).

Для формирования единой информационной базы о социальном положении жителей области, эффективного взаимодействия органов исполнительной власти и населения области, повышения адресности социальной поддержки населения ведется работа по реализации в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия» проекта «Разработка первой очереди системы управления регионом с применением мультиагентных технологий» (СУПРЕМА) и областной целевой программы «Создание единой информационной системы адресной социальной помощи жителям Самарской области» на 2004-2006 годы на основе мультиагентных систем.

Нормативно-правовая база, направленная на повышение эффективности системы социальной поддержки и социального обслуживания населения

Законы Самарской области:

  • О социальной помощи в Самарской области;
  • О государственной поддержке граждан, имеющих детей;
  • О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны — тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий;
  • Об обеспечении автотранспортными средствами детей-инвалидов и инвалидов с детства;
  • Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающих и работающих в сельской местности на территории Самарской области;
  • О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения;
  • О статусе социального работника и др.

Главные ориентиры развития социальной поддержки и социального обслуживания населения на 2006-2008 годы

  • обеспечение принципа неухудшения положения граждан в процессе реформирования системы социальной поддержки населения;
  • увеличение размеров социальных пособий, выплачиваемых в соответствии с законами Самарской области «О государственной поддержке граждан, имеющих детей» и «О социальной помощи в Самарской области»;
  • обеспечение за счет средств областного бюджета транспортными средствами, санаторно-курортным лечением отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством Самарской области;
  • проведение мероприятий по медико-социальной и профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, социальной интеграции инвалидов в общество, внедрение методики оценки социально-экономической эффективности реабилитационных мероприятий;
  • развитие системы учреждений социального обслуживания, укрепление их материально-технической базы, расширение рынка и повышение качества предоставляемых услуг;
  • создание единой информационной системы социальной помощи жителям Самарской области на основе мультиагентных систем управления, средств телекоммуникаций и Интернет-технологий.

Перечень основных перспективных проектов в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения

  • Строительство пансионата для ветеранов труда в с.Девлезиркино Челно-Вершинского района области;
  • Реконструкция Самарского пансионата ветеранов труда и инвалидов (строительство социально-бытового центра);
  • Реконструкция Борского пансионата для ветеранов труда;
  • Реконструкция медицинского блока и газификация котельной во Владимировском пансионате для инвалидов Безенчукского района;
  • Строительство банно-прачечного комплекса в Пестравском пансионате для ветеранов труда;
  • Реконструкция Тимашевского пансионата для инвалидов, открытие социально-бытового участка при центре социального обслуживания Кинель-Черкасского района;
  • Открытие отделения надомного обслуживания в г.Отрадном;
  • Открытие отделения психологической помощи при центре социального обслуживания Больше-Глушицкого района.

Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области